Неточные совпадения
Заметив это и то, что княжна Варвара тотчас же, чтобы переменить разговор, поспешно заговорила о петербургских знакомых, и вспомнив то, что некстати говорил Вронский в саду о своей деятельности, Долли поняла, что с этим
вопросом об
общественной деятельности связывалась какая-то интимная ссора между Анной и Вронским.
Он видел, что «
общественное движение» возрастает; люди как будто готовились к парадному смотру, ждали, что скоро чей-то зычный голос позовет их на Красную площадь к монументу бронзовых героев Минина, Пожарского, позовет и с Лобного места грозно спросит всех о символе веры. Все горячее спорили, все чаще ставился
вопрос...
— О любопытнейшей их статье толкуем, — произнес иеромонах Иосиф, библиотекарь, обращаясь к старцу и указывая на Ивана Федоровича. — Нового много выводят, да, кажется, идея-то о двух концах. По поводу
вопроса о церковно-общественном суде и обширности его права ответили журнальною статьею одному духовному лицу, написавшему о
вопросе сем целую книгу…
— Они стоят на любопытнейшей точке, — продолжал отец библиотекарь, — по-видимому, совершенно отвергают в
вопросе о церковно-общественном суде разделение церкви от государства.
Что же коснулось этих людей, чье дыхание пересоздало их? Ни мысли, ни заботы о своем
общественном положении, о своей личной выгоде, об обеспечении; вся жизнь, все усилия устремлены к общему без всяких личных выгод; одни забывают свое богатство, другие — свою бедность и идут, не останавливаясь, к разрешению теоретических
вопросов. Интерес истины, интерес науки, интерес искусства, humanitas [гуманизм (лат.).] — поглощает все.
Легальное богословие, легальная мораль, легальное
общественное мнение всегда в этом
вопросе относились враждебно к литературе и с трудом ее терпели.
Для меня даже не существовало
вопроса об отношении к «
общественному мнению».
Моя настроенность походила на настроенность Вл. Соловьева, когда он писал «Национальный
вопрос в России», и в этой настроенности я расходился с преобладающим в эмиграции
общественным мнением, да и с преобладающим мнением всего мира.
Вопросы об отношении христианства к творчеству, к культуре, к
общественной жизни требовали новых постановок и новых решений.
В письме говорилось о важных «в наше время» задачах печати, и брат приглашался содействовать пробуждению
общественной мысли в провинции присылкой корреспонденции, заметок и статей, касающихся
вопросов местной жизни.
Ни мысли, ни заботы о своем
общественном положении, о своей личной выгоде, об обеспечении; вся жизнь, все усилия устремлены к общему без всяких личных выгод; одни забывают свое богатство, другие свою бедность — идут, не останавливаясь, к разрешению теоретических
вопросов.
В отличие от людей 40-х годов, он почти совсем не знал немецкой идеалистической философии, которая могла бы помочь ему лучше решить беспокоившие его
вопросы о «субъективном методе» в социологии и о «борьбе за индивидуальность» [См. мою старую книгу «Субъективизм и индивидуализм в
общественной философии».].
В
общественном собрании мне позволили отдохнуть после обеда в зале с низким потолком — тут зимою, говорят, даются балы; на
вопрос же мой, где я могу переночевать, только пожали плечами.
Тогда и окажется, что талант одного способен во всей силе проявляться только в уловлении мимолетных впечатлений от тихих явлений природы, а другому доступны, кроме того, — и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и
вопросами нравственными, интересами
общественной жизни.
В «темном царстве», рассматриваемом нами, ненормальность
общественных отношений доходит до высших своих пределов, и потому очень понятно, что его обитатели теряют решительно всякий смысл в нравственных
вопросах.
Но организация «
общественной милостыни» и
вопрос о личной свободе — два
вопроса различные и взаимно себя не исключающие.
С этой именно точки зрения он и смотрел на все те
общественные и экономические
вопросы, которые создавались жизнью специально заводского населения.
Nascuntur или fiunt [Рождаются или создаются (лат.)] сеятели
общественных раздоров? — вот
вопрос, который нелишне, в заключение, разъяснить.
Покуда мнения читателя-друга не будут приниматься в расчет на весах
общественного сознания с тою же обязательностью, как и мнения прочих читательских категорий, до тех пор
вопрос об удрученном положении убежденного писателя останется открытым.
Для того, чтобы приблизиться к этому грубому идеалу клеветы, необходимо отождествить его с
вопросом об уместности или неуместности
общественного развития, а это даже для самых заклятых ненавистников не всегда удобно.
В особенности на Западе (во Франции, в Англии) попытки отдалить момент
общественного разложения ведутся очень деятельно. Предпринимаются обеспечивающие меры; устраиваются компромиссы и соглашения; раздаются призывы к самопожертвованию, к уступкам, к удовлетворению наиболее вопиющих нужд; наконец, имеются наготове войска. Словом сказать, в усилиях огородиться или устроить хотя временно примирение с «диким» человеком недостатка нет. Весь
вопрос — будут ли эти усилия иметь успех?
Прямого недовольства не высказывалось, но
вопрос об
общественной безопасности ярче и ярче выступал вперед и заслонял собой все.
Весь длинный 1800-летний ход жизни христианских народов неизбежно привел их опять к обойденной ими необходимости решения
вопроса принятия или непринятия учения Христа и вытекающего из него для
общественной жизни решения
вопроса о противлении или непротивлении злу насилием, но только с тою разницею, что прежде люди могли принять и не принять решение, данное христианством, теперь же это решение стало неизбежно, потому что оно одно избавляет их от того положения рабства, в котором они, как в тенетах, запутали сами себя.
«И для того, чтобы содержать столько солдат и делать такие огромные приготовления к убийству, расходуются ежегодно сотни миллионов, т. е. такие суммы, которые были бы достаточны для воспитания народа и совершения самых огромных работ для
общественной пользы и которые дали бы возможность миролюбиво разрешить социальный
вопрос.
B-12-x, имея в виду то, что
вопрос о разоружении, так же как и о мире вообще, зависит в значительной мере от
общественного мнения, конгресс предложил обществам мира, так же как и всем приверженцам мира, заняться деятельной пропагандой его, особенно во время парламентских выборов, чтобы убедить избирателей подавать голоса за кандидатов, в программу действия которых войдут установление мира, разоружение и третейский суд.
Короли и императоры почти ничем уже не управляют, никогда почти сами не решаются совершать внутренние изменения и вступать в новые внешние политические условия, а большею частью предоставляют решение этих
вопросов государственным учреждениям или
общественному мнению.
Вопрос этот для людей в их
общественной жизни с тех пор, как проповедано христианское учение, есть то же, что для путешественника
вопрос о том, по какой из двух дорог идти, когда он приходит к разветвлению того пути, по которому шел.
— Ей хорошо, — злобствовал Пепко, — водки она не пьет, пива тоже… Этак и я прожил бы отлично. Да… Наконец, женский организм гораздо скромнее относительно питания. И это дьявольское терпение: сидит по целым неделям, как кикимора. Никаких
общественных чувств, а еще Аристотель сказал, что человек —
общественное животное. Одним словом, женский
вопрос… Кстати, почему нет мужского
вопроса? Если равноправность, так должен быть и мужской
вопрос…
Но не из эгоизма поступаю я так: эгоисту было бы легче и спокойнее не поднимать вовсе этого
вопроса. Да, требования мои тяжелы, и я не удивлюсь, если они тебя испугают. Тебе ненавистны люди, с которыми ты жить должна, ты тяготишься светом, но в силах ли ты бросить этот самый свет, растоптать венец, которым он тебя венчал, восстановить против себя
общественное мнение, мнение тех ненавистных людей?
То же самое еще чаще может случаться и при обсуждении литературных произведений: и когда критик-адвокат надлежащим образом поставит
вопрос, сгруппирует факты и бросит на них свет известного убеждения, —
общественное мнение, не обращая внимания на кодексы пиитики, будет уже знать, чего ему держаться.
Поэтому, если мы встречаем человека, который, говоря о жизни, драпируется в мантию научных, умственных и
общественных интересов и уверяет, что никогда не бывает так счастлив и не живет такою полною жизнью, как исследуя
вопрос о пришествии варягов или о месте погребения князя Пожарского, то можно сказать наверное, что этот человек или преднамеренно, или бессознательно скрывает свои настоящие чувства.
Итак, говорим мы, аксиома, утверждающая, что равномерность равномерна, находится вне спора, и не о ней намерены мы повести речь с почтенною газетою"Зеркало Пенкоснимательности", которая делает нам честь считать нас в числе ее противников почти по всем
вопросам нашей
общественной жизни.
Адвокат говорил о том, как
вопрос о разводе занимал теперь
общественное мнение в Европе, и как у нас всё чаще и чаще являлись такие же случаи. Заметив, что его голос один слышен, адвокат прекратил свою речь и обратился к старику.
Все затруднительные
вопросы, имеющие более или менее
общественный характер (например, переселенческий), они решают подписными листами, но не путем научного исследования и опыта, хотя последний путь находится в полном их распоряжении и наиболее соответствует их назначению.
От
вопросов столь крупной, так сказать, государственной важности дело точно в том же направлении доходило и до частностей: Шульц начал хвалить нашу
общественную жизнь, наш Петербург с его каналами, мостами и дворцами.
Многим известно, что как только здесь, в Петербурге, был поднят «женский
вопрос», он тотчас же не избежал обшей участи многих
вопросов, обращенных в шутовство, с которым деятелям того времени удалось сблизить и
общественную благотворительность, и обучение грамоте народа, и даже бесстрастное преподавание естественных наук и многое другое.
Пародия была впервые полностью развернута в рецензии Добролюбова на комедии «Уголовное дело» и «Бедный чиновник»: «В настоящее время, когда в нашем отечестве поднято столько важных
вопросов, когда на служение
общественному благу вызываются все живые силы народа, когда все в России стремится к свету и гласности, — в настоящее время истинный патриот не может видеть без радостного трепета сердца и без благодарных слез в очах, блистающих святым пламенем высокой любви к отечеству, — не может истинный патриот и ревнитель общего блага видеть равнодушно высокоблагородные исчадия граждан-литераторов с пламенником обличения, шествующих в мрачные углы и на грязные лестницы низших судебных инстанций и сырых квартир мелких чиновников, с чистою, святою и плодотворною целию, — словом, энергического и правдивого обличения пробить грубую кору невежества и корысти, покрывающую в нашем отечестве жрецов правосудия, служащих в низших судебных инстанциях, осветить грозным факелом сатиры темные деяния волостных писарей, будочников, становых, магистратских секретарей и даже иногда отставных столоначальников палаты, пробудить в сих очерствевших и ожесточенных в заблуждении, но тем не менее не вполне утративших свою человеческую природу существах горестное сознание своих пороков и слезное в них раскаяние, чтобы таким образом содействовать общему великому делу народного преуспеяния, совершающегося столь видимо и быстро во всех концах нашего обширного отечества, нашей родной Руси, которая, по глубоко знаменательному и прекрасному выражению нашей летописи, этого превосходного литературного памятника, исследованного г. Сухомлиновым, — велика и обильна, и чтобы доказать, что и молодая литература наша, этот великий двигатель
общественного развития, не остается праздною зрительницею народного движения в настоящее время, когда в нашем отечестве возбуждено столько важных
вопросов, когда все живые силы народа вызваны на служение
общественному благу, когда все в России неудержимо стремится к свету и гласности» («Современник», 1858, № XII).
Если в наше время можно еще перечитывать журналы прошедшего века, то, конечно, только для того, чтобы видеть, как отразилась в них
общественная и домашняя жизнь того времени, чтобы проследить в них тогдашние понятия о важнейших
вопросах жизни, науки и литературы.
Почитаешь журнальные статейки, так иногда и в самом деле подумаешь, что литература у нас — сила, что она и
вопросы подымает и
общественным мнением ворочает…
Печатать об этом статьи стали уже тогда, когда
вопрос был значительно выяснен не только в
общественном сознании, но даже и в административных распоряжениях.
Но все-таки, читая статью, можно было подумать, что вот возбуждается
вопрос новый и важный, долженствующий войти в
общественное сознание и побудить к чему-нибудь государственную деятельность.
Но этого не было; сонная вялость господствовала в обществе,
общественное мнение отличалось странным индифферентизмом к общим
вопросам; как тут было не измельчать литературе?
Если литература идет не впереди
общественного сознания, если она во всех своих рассуждениях бредет уже по проложенным тропинкам, говорит о факте только после его совершения и едва решается намекать даже на те будущие явления, которых осуществление уже очень близко; если возбуждение
вопросов совершается не в литературе, а в обществе, и даже возбужденные в обществе
вопросы не непосредственно переходят в литературу, а уже долго спустя после их проявления в административной деятельности; если все это так, то напрасны уверения в том, будто бы литература наша стала серьезнее и самостоятельнее.
За Белинским высились еще два-три человека, возбуждавшие внимание публики к
вопросам философским и
общественным.
Катерина Матвеевна(к Венеровскому).Нет, позвольте, позвольте! Во мне столько возникло идей по случаю посещения этой школы! Является
вопрос: что вы хотите сделать из этих личностей? Признаете ли вы развитие каждого индивидуума за несомненное благо, или развитие единицы без
общественной инициативы может повредить этим единицам в силу существующего ненормального порядка?
Итак, мы можем сказать смело, что если уже г. Тургенев, тронул какой-нибудь
вопрос в своей повести, если он изобразил какую-нибудь новую сторону
общественных отношений, — это служит ручательством за то, что
вопрос этот действительно подымается или скоро подымется в сознании образованного общества, что эта новая сторона жизни начинает выдаваться и скоро выкажется резко и ярко пред глазами всех.
Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в
общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на
вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество.
Разговоры и теперь, конечно, продолжаются, и мы вовсе не хотим сказать, чтоб
общественное внимание вовсе забыло о тех
вопросах, которые недавно возбуждены были с такой энергией. Мы говорим только, что в деятельности, в жизни общества мало оказывается результатов от всех восторженных разговоров, чем и доказывается, что большинство наших доморощенных прогрессистов играло до сих пор, по выражению г. Щедрина, «не внутренностями, а кожей».
Литература как всегда послужила первою выразительницею
общественных стремлений, приводя их в ясность и умеряя их силу строгим и обдуманным обсуживанием всех затронутых
вопросов.
И литература получила, по-видимому,
общественное значение: она почти исключительно обратилась к тем
вопросам, которыми занято было внимание публики.